Когда судьба ставит тебе палки в колёса, ломаются лишь негодные спицы.
Авессалом Подводный
Вакансии
www.maximarnd.ru

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Понятие организационно-управленческой деятельности

Данная статья предназначена для собственников и управленческого состава компаний. В ней мы раскроем понятие оргуправленческой деятельности, ответим на вопросы, что это такое, из каких элементов состоит данная деятельность, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает.

«Деловой подход» , февраль 2008 г
Авторы: Нани К.Я
Ракитина И.В.
   Оргуправленческий подход и оргуправленческая деятельность оформляются и становятся массовыми в 50-х годах двадцатого столетия, трансформируя и вытесняя из практики менеджмента, как частичные, инженерно-экономический, социологический и другие подходы, разрабатывавшиеся в США и Европе с конца 19-го века. С этого момента и появляется менеджмент, как таковой: т.е. появляются системы деятельности организации и управления развитием. В России оргуправленческий подход существовал в виде т.н. «русской школы» управления, преимущественно ориентированной на жесткие средства мобилизации персонала и больших масс населения для реализации крупных проектов.
   Оргуправление включает в себя три различных вида деятельности, а именно: Организацию, Руководство и Управление. Это самостоятельные виды деятельности, которые имеют дело с различными объектами, используют различные инструменты и средства, и, соответственно, применяются в различных ситуациях. Но, прежде, чем мы перейдем к рассмотрению данных видов деятельности, необходимо сказать о том, что такое деятельность и чем она отличается от работы.
Основных различий два:

   ПЕРВОЕ. Деятельность всегда коллективна, в отличие от работы, которая индивидуальна. Имеется в виду коллективность деятельности специалистов, а не исполнительного персонала, работающего по индивидуальным заданиям с фиксированными продуктами и средствами работы.
Рассмотрим это на примере. Конечно, работу может выполнять несколько человек: например, копать яму. Но эти несколько человек выполняют одну функцию – копают, соответственно для выполнения данной работы (по функции) требуется один специалист – землекоп, а сколько людей физически будет выполнять работу, один или десять, - уже неважно.
Другой пример: перевозка грузов. Для того чтобы оказывать эту услугу, необходимо участие нескольких специалистов: логиста, диспетчера, работники склада, водители, механики, грузчики и т.д. Все он выполняют разные функции, поэтому и возникает коллективная деятельность.
В связи с тем, что деятельность всегда коллективна, она востребует организацию, т.е. должен быть некто обеспечивающий согласованную активность всех специалистов – участников коллективной деятельности.

   ВТОРОЕ. Деятельность имеет дело, прежде всего, с ситуацией, точнее – деятельность разворачивается в ситуации, - в отличие от труда, который имеет дело преимущественно с вещами. Под вещью подразумевается то, что можно «пощупать руками», «увидеть глазами» и включить в операцию, заданную нормами и правилами, - как исходный материал для переработки, как готовый продукт работы, как комплектующие, как инструменты и пр.
Ситуация также, как и труд, может нормироваться. Однако ее суть состоит в противоречивости и несовместимости различных норм, которыми руководствуются различные участники коллективной деятельности.

   Теперь перейдем к оргуправленческой деятельности. Как уже говорилось выше, в ней нужно различать три отдельных вида деятельности.
Рассмотрим каждый из них.

1. Организация.
   Организатор создает процессы деятельности и объединяет их в систему. Причем, работает он «с нуля», т.е. с того момента, когда определена первая постановка цели. После этого начинается строительство системы деятельности, как механизма или механизмов по достижению цели. Организатор конструирует процессы, прописывает функции, создает функциональные места, определяет промежуточные и конечный результат – продукт, создает функциональную структуру, т.е. определяет, какие специалисты нужны для выполнения тех или иных работ, и как будет организовано их взаимодействие.
Организатору нужно сделать две основные вещи:
- представить будущий объект (в данном случае объектом является деятельность).
- продумать, как организовать воплощение этих представлений в жизнь.
Соответственно основным способом его деятельности (подходом) являются проектирование – т.е. создание картинки будущей деятельности, как объекта; и организационное проектирование – т.е. создание схемы реализации проекта. На этапе организационного проектирования организатор осуществляет привязку проекта к материалу, другими словами он просчитывает и учитывает то, как будут влиять на реализацию проекта различные факторы, как внешние, так и внутренние: рынок, конкуренты, технологии, состав специалистов и т.д.
Результатом его деятельности является готовый проект со схемой его реализации (оргпроект).

2. Руководство.
   После того, как создан проект и разработан организационный проект, его нужно реализовывать. Здесь и появляется руководитель. Объектом деятельности руководства является персонал. Его задача – обеспечить выполнение конкретными работниками поставленных перед ними задач. Что конкретно делает руководитель?

 Определяет требования к заданным организатором функциональным местам, т.е. какими знаниями, умениями и навыками должен обладать человек, чтобы выполнять ту или иную функцию.
 Обеспечивает подготовку специалистов под выполнение тех, или иных функций (не готовит сам, а обеспечивает подготовку, т.е. разрабатывает и внедряет систему подготовки и переподготовки кадров)
 Обеспечивает выполнение персоналом конкретных работ качественно и в срок.
 Обеспечивает взаимодействие различных специалистов.
 Определяет кадровую политику и структуру, системы мотивации, регламенты работ и т.д.

   Основным способом деятельности руководителя является планирование. План является инструментом, как организации конкретных работ, так и контроля их выполнения. Планы бывают различных видов, но в любом случае план определяет виды выполняемых работ, ответственных за выполнение и сроки выполнения.

3. Управление.
   Проект (картинка будущего объекта, в нашем случае деятельности) – является искусственной компонентой, созданной в мышлении организатора и его штаба. Как только начинается его реализация, появляется естественная компонента, т.е. на проект начинают влиять различные условия и материал деятельности – специалисты, оборудование, внешние факторы и т.д. Две эти составляющие – искусственная и естественная, оказывают влияние друг на друга, в результате чего проект может меняться, корректироваться, разрушаться. Поэтому необходимо осознанное вмешательство - управление этими процессами. Это и делает управленец.
   Управление осуществляется только движением, действием, протекающим процессом. Управлять тем, что не включено в процесс, нельзя, точно так, как нельзя управлять автомобилем, пока он стоит, - управляют не автомобилем, а его движением. Работа управленца проходит преимущественно в мышлении, (точнее - в мыследеятельности, т.е. в мышлении, реализуемом деятельностью), он не работает с материалом, не работает с людьми. Объектом управленца является ситуация, представленная как схема противоречивых целей, несогласованных средств, продуктов и пр. - деятельности различных специалистов. Эти рассогласования и нестыковки неизбежно возникают в процессе реализации и дальнейшего функционирования управляемой системы деятельности. Управленец «держит» целое, видит как искусственную, так и естественную его составляющие и приводит в соответствие одно с другим.
    В связи с тем, что управленец не работает с материалом, ему нужен особый подход, отличающийся от проектирования и оргпроектирования, - программный подход. Программированием деятельности (не путать с математическим программированием) занимается особая штабная функция при управленце - программист. Программирование задается следующей структурой:
 Определение и переопределение объекта,
 Целеполагание и коррекция целей,
 Ситуационный анализ (до определения проблемной ситуации) и анализ ставшей ситуации,
 Постановка задач и их решение.

   Зафиксированный после окончания цикла программирования набор целей, схема объекта (т.е. схема управляемой деятельности), ситуации, как описания средств и целей деятельности разнообразных специалистов, включенных в коллективную деятельность и, наконец, набор подлежащих реализации задач, объединенных в план, - все это является программой и представляет собой основной инструмент деятельности управленца. В зависимости от того, где временно остановлен процесс программирования, различают программы целей, программы постановки и решения проблем и программы задач (т.е. планы). Конкретная программа может содержать в разных пропорциях все перечисленные элементы.
   Эти три вида деятельности (управление, организация и руководство) в совокупности и задают оргуправленческий подход. Каждую из них может выполнять отдельный человек. Кто-то является в чистом виде организатором, кто-то руководителем, а кто-то «чистым» управленцем. Возможно, что эти функции выполняет один человек, тогда он должен четко различать эти виды оргуправленческой деятельности и, в зависимости от ситуации, применять специфические для каждого вида инструменты. Это необходимо делать и при разделении функций между ТОП-менеджерами компании. Человек может быть замечательным руководителем, но при этом не может выполнять функции управленца или организатора, и наоборот.

   Вторую часть статьи мы посвятим некоторым часто возникающим вопросам. Для удобства чтения все три позиции: организатора, руководителя, управленца, - мы будем обозначать одним словом – оргуправленец.

 Как понять, может ли человек занимать позицию оргуправленца?

   Прежде всего, следует сказать, что оргуправленец это не штатная должность в организационно – административной структуре компании. Оргуправленец – это деятельностная позиция, которую может занимать любой человек (собственник, директор, какой-либо специалист и т.д.). Позиция – есть культурная фиксация специфических средств той или иной деятельности: знаний, умений, подходов, инструментов, целей, объектов и т.д.
   Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, чем занимается оргуправленец. Выше мы перечислили различные компоненты сложной деятельности оргуправления: организация, создание процессов, целеполагание, анализ и т.д., но ради чего это делается? Ради развития. Оргуправленец обеспечивает развитие. За счет чего он это делает? Он выявляет проблемные ситуации и вырабатывает средства по их разрешению. Необходимо пояснить, что подразумевается под проблемной ситуацией. В данную категорию попадают ситуации, с которыми раньше не сталкивалась компания и ситуации, которые не имеют известных способов решения. Это может быть совершенно новая ситуация, которая возникла в связи с изменениями рынка, социально-экономической ситуации, появлением новых законодательных актов и т.д. Это может быть ситуация, связанная с новым витком развития компании, освоением нового рынка, расширением компании и т.д. Ситуация всегда уникальна, она существует «здесь и теперь», и никогда не повторяется. Оргуправленец, прежде всего, работает с ситуациями. Он ситуации преобразует, меняет и приводит их к желаемым состояниям через проектно-целевой подход. Работа оргуправленца не является производственной, он не производит и не преобразует вещи. Поэтому регламентировать работу оргуправленца, как это делают с исполнительским персоналом, невозможно.
   Оргуправленец не нуждается в постановке задач и не ждет, что задачи будут ему спущены по иерархии подчинения. Он сам видит цель, самостоятельно формирует принципиальные задания, ставит задачи и продумывает их решение. Это и есть главная отличительная черта оргуправленца. Ему необходимо знать направление движения, он должен видеть объективную (естественную) составляющую динамики ситуации. А дальше оргуправленец уже самостоятельно организует свою деятельность и деятельность управляемой системы.
   Оргуправленцем может быть человек, который обладает следующими умениями:
1. Оценка и анализ ситуации.
2. Построение акта деятельности (т.е. организация своего действия).
3. Обеспечение адекватности акта деятельности ситуации.
Эти три элемента образуют целое, которое лежит в основе компетенции оргуправленца.

 Как оценить эффективность работы управленца?

   Прежде всего, необходимо отметить, что речь идет об организационной эффективности, а не об экономической. Неудовлетворительные экономические показатели деятельности компании на определенном этапе могут быть следствием эффективных действий оргуправленца по реорганизации ее деятельности.
   Оргуправленец отвечает за ЦЕЛОЕ, а не за отдельные компоненты. Приведем пример. Предположим, в компании существует несколько отделов. Работа каждого отдела удовлетворительна, а общего итога нет. Например, отдел продаж работает нормально – приносит заказы, и получается, что отдел, вроде бы, работает хорошо. Но заказы эти таковы, что другие отделы, не могут их выполнить, либо выполняют с большими издержками. Возникает проблемная ситуация, хотя менеджеры отдела продаж возражают, – дескать, мы свою работу выполняем, это вы не можете справиться. Задача оргуправленца - так организовать работу всех отделов, подразделений и специалистов, чтобы все они согласованно работали на общий результат, и компания в целом работала эффективно. Чтобы воспроизводились заказы, эти заказы исполнялись, причем качественно и в срок, чтобы не возникало проблем с поставщиками и партнерами и т.д.
   Организационная эффективность определяется достижением результатов, заложенных в стратегии развития, для чего нужна слаженная работа всех подразделений и специалистов, их деятельность должна быть организована с учетом интересов, сложностей и возможностей друг друга. Только тогда появляется целое, за которое и отвечает оргуправленец.